♥️✅ Автор – Илья Втулкин
«СТЕКЛО НАДО ЧУВСТВОВАТЬ»
Существует много профессий и ремёсел, так или иначе связанных с творчеством. К примеру, работа стеклодувом. Так уж получилось, что я родом из города Гусь – Хрустальный, который как раз-таки славится своим градообразующим предприятием Гусевским хрустальным заводом, где работают первоклассные мастера, изготавливая хрустальные изделия лучшего качества.
Об одном из таких профессиональных мастеров сегодня и пойдет речь.
Алексей Артемьев - стеклодув со стажем. Изготовлением стеклянных изделий он занимается более 20 лет. Сейчас он в Сочи, является основателем Стеклодувной мастерской «Хрустальная сказка», где делают фигурки из цветного стекла, проводят мастер-классы и
обучают.
АЛЕКСЕЙ, РАССКАЖИТЕ О СЕБЕ И О СВОЕМ ДЕЛЕ.
— Я родом из города Гусь-Хрустального, учился в обычной школе, после неё работал на Опытном Стекольном Заводе. Там были художественные стеклодувные печи, аналоги таких, как в Италии, в Чехии. Это именно ручная работа в гуте (помещение, где расположена стекловаренная печь), где намного сложнее и интереснее, чем на Хрустальном заводе. Там работали с художниками. Участвовали в международном симпозиуме, где я был признан лучшим мастером. Очень любил стеклянные и хрустальные изделия придумывать, сочинять. Выставлялся также как художник, то есть придумывал свои композиции и изделия, сам же их делал, на симпозиумах выставлял. Когда в Сочи открывали стеклодувную печь, директор искал мастера, кто бы варил стекло… В университете Строганова в Москве, на кафедре стекла, посоветовали меня… Созвонились, познакомились, вот так я и попал в Сочи.
БЫЛА ЛИ В ЖИЗНИ КАКАЯ-ТО КОНКРЕТНАЯ ТОЧКА ИЛИ ЖЕ КОНКРЕТНЫЙ ПЕРИОД, КОГДА ВЫ ПОНЯЛИ, ЧТО ХОТИТЕ СТАТЬ СТЕКЛОДУВОМ?
— Это период занимал, ну, не знаю, наверное, 2-3 минуты. Когда я пришёл из армии, не касался никак стекла, а друг работал как раз на Опытном Заводе выдувальщиком (стеклодувом), позвал меня посмотреть на работу. И когда я увидел, как работают мастера, как из печки достают, кажется, кусок огненного “чего-то такого”… А ещё трубки крутятся… Мастера как фокусники начинают трубку крутить вокруг себя, и на моих глазах это бесформенное нечто вытягивается и превращается в такую волнистую, красивую, стройную вазу! Я просто стоял с открытым ртом, сам себе говорил, что я так тоже хочу научиться - вот это была отправная точка.
А КАКИМИ БЫЛИ ПЕРВЫЕ ШАГИ НА ПУТИ К СВОЕЙ МЕЧТЕ?
— Пришёл в отдел кадров, отдал документы, стал учеником. На первых шагах ученичества было не создание ваз, надо было просто удержать стекло на железной трубке. Её засовываешь в печку и крутишь быстро, надо было этот кусок стекла донести до кресла, то есть удерживать это. Пытаешься донести, а масса у тебя стекает на пол… Заново делать! Вот так вот учишься. Когда старых мастеров спрашивали: “Когда мы научимся хоть что-то делать?”, они всегда отвечали: “Когда почувствуешь стекло, тогда сможешь что-нибудь сделать». «А, когда я его смогу почувствовать?». Ответ всегда убивал своей простотой: «А ты почувствуешь, когда почувствуешь».
ОПИШИТЕ СВОЁ САМОЕ БОЛЬШОЕ ДОСТИЖЕНИЕ.
— Я считаю, что это уже было в Сочи, когда здесь открыл свою мастерскую, где придумал проводить мастер-классы. Сейчас по России стеклодувов мало, уже тоже кто-то проводит мастер-классы, где детей обучают работать со стеклом, но родоначальником в мастер-классах был я. Никогда и никто не подпускал даже близко никого, а особенно детей, к огненному стеклу. Сначала у меня появилась мысль проводить не мастер-классы, а просто мастерскую перенести в людные места, чтобы люди могли наблюдать, как это делается, и тут же продавать. Но так случилось, что про меня вышла передача в Сочи. Детская телепередача под названием “Детское Время”, где все ведущие, репортеры и операторы - дети. Они решили снять передачу про мою стеклодувную мастерскую. И дети там берут интервью, а потом маленький мальчик, который был ведущим, как будто бы садится за горелку и делает божью коровку. Но на самом деле это всё было смонтировано. Он там ничего не делал, потому что это же опасно, это же стекло, огонь! Поэтому я им сделал божью коровку, потом поменялись местами, и мальчик сделал вид, как будто это сам сделал. И в конце передачи он эту божью коровку держит на ладошке перед камерой со словами: “Эта божья коровка, охраняет тепло моего сердца, я подарю её маме.”
ВЫШЛА ЭТА ПЕРЕДАЧА И…
Через несколько дней ко мне в “Александрию” (торговый центр в Сочи), как делегации, пошли вереницей мамы с детьми. Мы, говорит, хотим что-нибудь сделать. Я, конечно, всех отправляю - нельзя, это опасно, вы что?! Мамы, конечно же, на меня наезжают: “ Как это нельзя? Я по телевизору видела, там мальчик, еще меньше моего, божью коровку сделал! А чем мой хуже?!”
И потом уже знакомые с детьми начали приходить. И с детьми своих друзей уже начал потихоньку пробовать… Ну а потом стали официальные мастер- классы.
С ЧЕГО ВСЕ-ТАКИ НАЧИНАТЬ НОВИЧКУ, ЕСЛИ ОН ЗАХОЧЕТ ПОЙТИ ПО ВАШИМ СТОПАМ?
— Приехать ко мне. Самому не научиться. Стекло - это капризный материал. Это не пластилин, не дерево. …Даже если ты будешь делать точь-в-точь как я, повторишь все движения… Ну, к примеру, моя кошка будет целая и красивая, а твоя просто взорвётся и вся полопается… Надо чувствовать стекло. Вот как мне мастера говорили, так и я учу чувствовать. Но когда ты почувствуешь, я тебе скажу, что всё у тебя получается. Пускай кошка будет кривая, косая, уши разного размера, хвост кривой. Главное, чтобы она осталась целая и нигде не треснула.
#ГСдискуссии #ГСискусство